Обзор карточного рынка - Выпуск 13

30.12.2015
obzor_kartochek.jpg
Национальная платежная система подготовила последний в этом году выпуск обзора карточного рынка. Среди главных событий декабря: начало эмиссии РРБ-Банком «Моцнай карткі», консультации банков через мессенджеры и новые проекты по повышению финансовой грамотности населения.

В этом выпуске обзора безналичного рынка, Олег Захаров, директор ООО «ПрофМаркетСистем», специально для БЕЛКАРТ подготовил экспертное мнение.

Тренды в развитии цифровых технологий на базе банковских платежных карточек

Основным драйвером развития цифровых банковских технологий в Беларуси служат процессы, реализуемые на базе платежных карточек. Широкое распространение эти технологии получили в сфере торговли и сервиса, где в борьбе за клиентов активно развиваются всевозможные программы лояльности – дисконты, бонусы и т.д. Надо заметить, что на рынках ближнего зарубежья и Европы скидки уже давно стали основным элементом привлечения клиента. И Беларусь движется вполне в русле мировых тенденций.

Благодаря программам лояльности ретейлер не только повышает благосклонность покупателя к своей торговой сети, но и проводит оцифровку клиента, предлагая ему заполнить анкету при выдаче скидочной карточки. Это позволяет составить целостное впечатление о клиентской базе и сориентироваться в ее возможных предпочтениях. Поэтому сегодня мы видим множество дисконтных и бонусных программ в торговле. Клиент, в свою очередь, принимает условия ретейлера и собирает в своем кошельке дисконтные карточки различных сетей. 
Но уже сейчас наступает момент, когда становится неудобно носить в кошельке 10, а то и более различных скидочных карточек.

Поэтому безусловным трендом на рынке Беларуси становится переход на одну пластиковую карточку, предоставляющую скидки во всех магазинах страны.  
zaharow.jpg
Прорыв в этой области был совершен с запуском осенью 2014 года республиканской коалиционной программы лояльности «Моцная картка», инициатором которой стала национальная платежная система БЕЛКАРТ. Суть программы понятна и проста для всех участников рынка. Это одна банковская карточка (зарплатная, сберегательная или кредитная), которая обладает функционалом дисконтно-бонусной во многих магазинах Беларуси. То есть, помимо привычных скидок, держатели таких карточек получают и бонусные баллы, которые можно менять на бонусные предложения – специальные скидки от предприятий-участников и другие привилегии.

Уже сегодня мы можем говорить об успешности данной инициативы. Менее чем за год выпущено более 100 тыс. карточек, из которых свыше 80% имеют статус активной. К программе подключились семь банков (Белинвестбанк, БПС-Сбербанк, Альфа-Банк, Трастбанк, Паритетбанк, Технобанк, Банк Москва-Минск) и более 100 организаций торговли и сервиса Беларуси («Буслик», «Мила», «Виталюр», ГУМ, «Белоруснефть», «Атлант» и т.д.). 

Но мы ставим перед собой более глобальную задачу - привлечение в программу всех представителей торговли, а также наполнение функционалом «Моцнай картки» всех зарплатных карточек БЕЛКАРТ. И мы рассчитываем, что в течение ближайших пяти лет сможем добиться поставленной цели.

 
Ведь участие в республиканской коалиционной программе лояльности «Моцная картка» выгодно всем сторонам. Покупатель получает одну банковскую карточку для скидок в любых магазинах Беларуси. Банки - мотивированы на выпуск банковской карточки для клиентов с расширенным функционалом. Торговля, в свою очередь, приобретает лояльных покупателей и получает экономию рекламного и маркетингового бюджетов. Кроме того, ретейлеры сокращают затраты на оцифровку своих покупателей, так как эту функцию берет на себя «Моцная картка».  

Вместе с тем необходимо отметить один существенный момент. Сегодня белорусы готовы «оцифровывать» себя как клиента в торговой точке, чтобы получить различного рода скидки, однако более сложные программы лояльности, с элементами геймификации, пока воспринимают с трудом. 
Речь идет о следующем, более продвинутом этапе взаимодействия продавца и покупателя, когда ретейлер с помощью скидочных карточек собирает информацию о том, какие товары, в каком количестве и в какие дни покупает клиент, благодаря чему получает возможность управлять клиентскими потоками и наполнением торгового ассортимента. Покупатель, в свою очередь, получает индивидуальные скидки и привилегии, а иногда и ценные подарки, и меньше стоит в очередях. В конечном итоге это приведет к тому, что белорусский ретейл станет более клиентоориентированным.  

Полагаю, что дисконтные программы в Беларуси будут активно развиваться и вступать в диалог с клиентом в виде геймификации. За такими программами будущее. 
Подводя черту, хотел бы отметить, что цифровое будущее в Беларуси все еще в начале пути, но этот путь мы пройдем в разы быстрее, чем Европа. Безналичный путь Беларусь прошла за 20 лет, в то время как Европа сделала это более чем за 40 лет. По данным последних лет, Беларусь входит в число лидеров в Европе по количеству безналичных платежей. 

В стране реализуется план совместных действий госорганов и участников финансового рынка по развитию системы розничных платежей с использованием современных электронных платежных инструментов и средств платежа. Приняты нормативные акты, предусматривающие постепенный переход банков на выпуск карточек с чипом, а также существенное расширение перечня объектов торговли и услуг для оснащения их платежными терминалами. Закреплен на законодательном уровне принцип нулевой ответственности, обязавший банки возвращать держателю карточки утерянные деньги в случае мошенничества. 
Таким образом, сформирован солидный нормативный задел для роста безналичных расчетов и повышения их безопасности. К тому же в республике довольно высок уровень проникновения смартфонов и IT-индустрии.

Поэтому в плане внедрения цифровых технологий Беларусь, без сомнения, будет двигаться в соответствии с мировыми трендами.

Обзор карточного рынка - Выпуск 13
(PDF, 571 КБ)
Вернуться к списку